Шестой класс, 11—12 лет, - период резкого возрастания познавательной активности
и любознательности. Подростку становится интересно многое, далеко выходящее за
рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и
будущего, инопланетяне, ведьмы и гороскопы. Многие исследователи рассматривают
этот возраст как период "зенита любознательности”. Обратим внимание также на
поверхностность, разбросанность этой любознательности, а также на практически полное
отсутствие связи её со школьной программой.
В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части
учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо
шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы
еще достаточно неустойчивы, легко меняются.
Спецификой интересов подростков в том, что они во многом обслуживают
потребность в общении со сверстниками: общие интересы дают повод, содержание,
средства общения. В значительной части случаев подросток интересуется тем, чем
интересуются его друзья, и если хочет войти в какую-то компанию, подружиться с
кем-нибудь, то начинает действительно интересоваться или изображать интерес к
той сфере, которая интересна этой компании.
"Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема
интересов в переходном возрасте, …Все психологические функции человека на
каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не
случайно, а в определенной системе, направляемые определенными, сложившимися в
личности стремлениями, влечениями и интересами”. Возрастание интереса к миру за
пределами школы, возрастание значимости общения со сверстниками ведет, вместе с
тем, к проблемам, связанным с так называемым "отходом подростка от школы”.
Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап
развития. Однако подобное снижение значимости учения требует от взрослых
особого внимания к усвоению школьниками учебной программы.
Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех,
которые он получал в начальной школе. Там знания в основном соответствовали
повседневному опыту ребенка, в средних классах школы связь школьных знаний с
окружающей действительностью, как правило, опосредованна. Для того чтобы
научиться видеть эту связь требуется специальные усилия, школьнику необходимо
усвоить систему понятий и закономерности, научиться оперировать абстрактными
понятиями. Если это не происходит, то школьные знания усваиваются формально.
В 11 лет практически все дети пересекают рубеж подросткового возраста. Ведущая
деятельность подростка – общение, главное новообразование этого возраста –
чувство взрослости. Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без
осложнений, следует соблюдать следующие требования:
1. У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него
обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с
перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте
злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне
вредно для подростка).
2. Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону,
смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка
дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут
в день, а для возбудимых детей и того меньше.
3. Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день,
обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него
информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким
образом подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные
вопросы семейной жизни.
4. Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в
причинах случившегося.
5. Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте
(обнимайте, целуйте).
6. Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости,
расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
7. Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть
обязанности по дому.
8. Создайте дома обстановку нетерпимости к вредным привычкам: курению и
употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
9. Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем,
чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную
секцию.
10. В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте
причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
|